Сегодня все архитектурные школы мира пытаются понять, как вести лекции и семинары, студии и критики онлайн. Но мы можем воспользоваться обстоятельствами, чтобы обсудить самые основания архитектурного образования. Нужны ли архитектурные школы? Должны ли они измениться? Могут ли они измениться так, чтобы справиться с этим и последующими кризисами?

Этим летом Архитектурная школа МАРШ приглашает преподавателей из школ всего мира обсудить прошлое, настоящее и возможное будущее архитектурного образования. В каждой онлайн-дискуссии участвует эксперты, которые сами определяют направление беседы. За каждым из них свой особый опыт, взгляды, ожидания, они представляют разные страны, поколения, школы.

Если отвлечься от обстоятельств, связанных с эпидемией, то речь идет не о потерях, которые ожидаются от перехода образования в дистанционный режим, а о распространении модели «домашнего» и других моделей альтернативного образования.

В 70-х Иван Иллич и другие идеологи deschooling, «освобождения от школ» рассматривали образование «от человека к человеку», отвечающее нуждам конкретного ученика, а не зафиксированной программы, будет полезнее как отдельным людям, так и сообществам. Он представлял себе «сети знаний»:

 

«Наиболее радикальной альтернативой школе была бы сеть — служба, которая дала бы каждому человеку возможность обсудить то,что его волнует, с другими людьми, которых волнуют те же проблемы. [...] Действие сети подбора партнеров кажется довольно простым. Пользователь предъявляет свое имя и адрес и описывает деятельность, для которой он ищет партнеров. Компьютер посылает ему имена и адреса тех, кто заинтересован в той же деятельности. Удивительно, что такой простой способ никогда не использовался в широких масштабах для общественно полезной работы». (Ivan Illich, Deschooling Society, 1971, archive.org. Русс. издание: И. Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: «Просвещение», 2006 г.)

 

Сегодня карантин и и другие ограничения вызвали массовый переход образования в дистанционные форматы. Кажется, что «сети знания» Иллича прорастают сквозь образовательные институции. Хотим ли мы остановить или ускорить этот процесс?

Кризис архитектурного образования обсуждается уже несколько лет. И не в первый раз за последние сто лет. Архитектура как дисциплина тесно связана с властью, насилием, различными формами угнетения и сегрегации. Архитектурное образование винят в том, что оно поддерживает и воспроизводит эти дисциплинарные рамки, и недостаточно критично по отношению к ним.

Наверное, архитектурные школы нам нужны, хотя бы еще какое-то время. Но мы можем и попытаться изменить их, воспользовавшись моментом, используя энергию этого странного состояния, в котором мы оказались в конце учебного года, — вывести дискуссию на новый уровень.

 

Регина Лоукотова х Евгений Асс
Мы пришлём вам напоминание о событии и ссылку на трансляцию
Поля, не отмеченные звёздочкой, не обязательны для заполнения, но мы будем рады узнать о вас больше. Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Том Эмерсон х Сэм Джейкобс
Мы пришлём вам напоминание о событии и ссылку на трансляцию
Поля, не отмеченные звёздочкой, не обязательны для заполнения, но мы будем рады узнать о вас больше. Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.