МАРШ_Почему вы посчитали нужным взяться за бакалавриат? Студенты, поступавшие в магистратуру, были недостаточно хороши?
НАРИНЭ_Студенты в магистратуру попадали не самые плохие и, главное, мотивированные. Проблема гораздо глубже: они продукт совершенно иной системы образования. Прежде чем приступить к магистерской работе, приходилось тратить очень много времени и усилий, чтобы просто перестроить их сознание и привить необходимые навыки. Мы же хотим добиться качественных магистерских диссертаций и ставим перед собой не только образовательную цель, но и научную, исследовательскую, инновационную: по моему глубокому убеждению, именно университеты являются главной для этого экспериментальной площадкой, площадкой для поиска и творческих дискуссий. Но несмотря на более-менее успешные работы, всё равно оставался определенный зазор, который мы не успевали перекрыть, потому что время уходило на перестройку организмов студентов — обучению непривычным для них навыкам, подходам, методикам. Поэтому стало очевидным, что, если мы хотим достичь определенного уровня, нам надо готовить магистрантов самим, в бакалавриате.
М_Почему первый проект в бакалавриате был «Находка», а не отмывка?
Н_Наш подход к образованию состоит в том, чтобы, прежде всего, обучить студентов думать, самостоятельно формулировать задачи и ставить вопросы — и самостоятельно уметь на них отвечать. Для этих ответов, безусловно, требуется владение профессиональными инструментами, такими как, например, и
отмывка. Но вовсе не наоборот: мы стараемся выращивать авторов, а не исполнителей. У автора совершенно другие цели и задачи, его приоритетное умение — формулировать парадигмы и генерировать идеи. Конечно, мы должны учить студентов всевозможным исполнительским навыкам, без этого никуда, но этому можно обучить в процессе, особенно, если студент будет понимать, зачем они нужны. Это как раз одна из проблем сложившегося архитектурного образования в России, где огромное количество предметов подается с совершенно непонятным целеполаганием. Для чего нужна отмывка в будущем? Для чего нужны те или иные специальные знания? Без понимания ответа на эти вопросы у студента не складывается целостная картина понимания профессии. И это одна из важных проблем, которую мы стараемся решить. Наша программа связывает все предметы в единую систему, подчиненную одному главному предмету — архитектурному проектированию. Это самая сложная задача, которая не сразу складывается, но мы, по крайней мере, по этому пути движемся, учитывая, что ни у кого из нас, на самом деле, такого опыта нет. Мы учимся вместе со студентами.