Статус школы, или образование как критический проект

Каким должно быть современное архитектурное образование? Задача МАРШ — воспитание думающего, чувствительного, ответственного архитектора. А как организовать образовательный процесс, чтобы ее достигнуть? В этом году, когда впервые в школе были заполнены все пять курсов (три — бакалавриата, два — магистратуры), мы одновременно с первой ежегодной выставкой студенческих проектов проводим цикл дискуссий, посвященный критическому подходу в образовании.

С 28 июня по 14 июля архитекторы, художники, философы, педагоги, а также преподаватели, студенты, друзья и коллеги МАРШ будут обсуждать, как учебным заведениям не только передавать знания и навыки, но и осмыслять действительность, занимать позицию, задавать вопросы и искать на них ответы.

Больше 70 лет назад, сразу после завершения Второй мировой войны, немецкий философ и психолог Карл Ясперс пишет трактат «Идея университета»: «Будущее наших университетов, если им будет дан шанс, основывается на возрождении их первоначального духа... Настал момент, когда преподавателям и студентам необходимо осознать свой образ действий. Там, где все шатко, мы со своей стороны хотим знать, на чем стоим и чего хотим». Наши цели в начале XXI века не сильно отличаются от задач образования, обозначенных Ясперсом в середине XX века: «В университете реализуется изначальное стремление к знанию, которое поначалу не имеет никакой иной цели, кроме как узнавать, что возможно познать и кем мы станем благодаря познанию». Востребовано ли сегодня такое отношение к образованию? Помогает ли оно развитию архитектуры как части культуры и как профессии? Нужно ли школам перестать быть пассивными «производителями специалистов для рынка труда», занять активную позицию — исследователей политических, экономических, социальных обстоятельств, в которых мы существуем и занимаемся любым делом, включая и архитектуру?
7 июля__19:00__Yes, but is it Architecture? Зачем современное искусство нужно в архитектурной школе
10 июля__19:00__ Движение к подлинности. Лекция Сергея Ситара
14 июля__16:00__
Грязнописание, хроматика, природоедение: чему нас учили, чему мы научились в МАРШ
Серия мероприятий, посвященных поиску ответов на эти вопросы, откроется в четверг, 28 июня, встречей директора Пушкинского музея Марины Лошак и ректора Архитектурной школы МАРШ Евгения Асса. Вместе они попробуют описать сложности и противоречия, скрытые в современности, и вынуждающие меняться и музеи, и университеты — важнейшие институты Просвещения.

В воскресенье, 1 июля, дискуссия «Образование и/или/как революция» соберет образовательные проекты, в которых нашли способ превратить обучение в инструмент анализа и критики. В разговоре примут участие представители проектов InLiberty, Школа театрального лидера, Институт проблем современного искусства, Школа культурологии НИУ ВШЭ.

Критическому подходу в архитектурном образовании будет посвящен семинар «Архитектурная студия как эксперимент». Во вторник, 3 июля, преподаватели МАРШ и коллеги из других архитектурных вузов обсудят подход к студиям и мастерским как к экспериментам, задача которых — не только помочь будущим архитекторами получить нужные знания, но и задать волнующие нас вопросы о современности.

Тему подхватит встреча преподавателей бакалавриата МАРШ 7 июля. В этом году в программах бакалавров часто возникали методы и темы, связанные с современным искусством, что помогало студентам сформулировать ясные концепции проектов, глубоко исследовать свою индивидуальность, расширить диапазон творческих подходов.

Один из важных вопросов — роль архитектуры в нашей жизни сегодня, возможность ее непосредственного восприятия. Этой теме будет посвящена лекция Сергея Ситара, которая пройдет во вторник, 10 июля.

Закончат этот цикл мероприятий сами студенты: 14 июля выпускники бакалавриата и магистратуры МАРШ подвергнут критике саму школу в дискуссии «Грязнописание, хроматика, природоедение: чему нас учили, чему мы научились в МАРШ».


Sapere aude 2.0, или институты Просвещения в XXI веке. Диалог Марины Лошак и Евгения Асса
Проект «Кабинет директора» в ГМИИ им. А.С. Пушкина сделал частью выставочного пространства «святую святых» любого музея — место принятия всех решений о выставках, коллекциях, исследованиях. Первую инсталляцию в рамках этого проекта выполнил архитектор и художник Александр Бродский, регулярно преподающий в Архитектурной школе МАРШ. Это не единственное пересечение между двумя институциями. Как и Пушкинский музей, МАРШ постоянно задается вопросами: что происходит сегодня в культуре и в обществе, как должны измениться традиционные институты Просвещения — музей и высшее образование, и еще более древние занятия — изобразительное искусство и архитектура. Зачем сегодня нам нужны музеи и университеты? Сохраняют ли они свой высокий статус в культуре и общественной жизни? Как меняется отношение к изобразительному искусству и к архитектуре в эпоху социальных сетей и виртуальной реальности? Чему надо учить в университете, что рассказывать и показывать в музее? Чтобы обсудить многочисленные сближения между двумя направлениями культурной деятельности и взгляды на их будущее встретятся директор Пушкинского музея Марина Лошак и ректор Архитектурной школы МАРШ Евгений Асс.
Образование и/или/как революция

В мае 1968 года в Париже движущей силой легендарных протестов были студенты и преподаватели. Баррикады и демонстрации можно было увидеть не только на улицах и бульварах, но и в университетских аудиториях. Прошло 70 лет, и кажется, что представление о возможности радикальной критики в стенах вузов стало настолько естественным, что и сама критика уже потеряла былую силу.

В России университеты со времени своего появления не были независимы от государства, а самым радикальным протестом 1968 года стал выход на Красную площадь семерых диссидентов, протестовавших против ввода войск в Чехословакию. После 1991 года высшее образование было в большей степени озабочено сокращением разрыва между западными и отечественными программами, увеличивало объем коммерческих услуг. Потом наступила эра образования-как-развлечения, лекций в парках и коворкингах, популяризаторских проектов.

В воскресенье, 1 июля, дискуссия «Образование и/или/как революция» соберет образовательные проекты, в которых нашли способ превратить обучение в инструмент анализа и критики положения вещей — в обществе или в отдельно взятых дисциплинах. Каждый из участников представит свое видение и поделится своими методами, ведь все участвующие в разговоре проекты очень разные. К дискуссии приглашены: Илья Венявкин (InLiberty), Елена Ковальская (Школа театрального лидера), Виталий Куренной (Школа культурологии НИУ ВШЭ), Сергей Ситар (МАРШ), Стас Шурипа (Институт проблем современного искусства).

Коротко и неясно: архитектурная студия как эксперимент

Студийная работа — основа современного архитектурного образования. Учащимся предлагается задача, решение которой требует поиска информации, освоения инструментов и навыков. Каждая студия уникальна, какой теме она будет посвящена — определяет преподаватель, описывая тему и программу работы в так называемом брифе. По этой системе работают архитектурные школы по всему миру, но в каждом конкретном случае возникает своя трактовка этих базовых инструментов.

В Архитектурной школе МАРШ студия и бриф — это эксперимент, в котором проверяются наши представления о себе, мире, архитектуре. Результат эксперимента — не только навыки студентов, не только проекты, но и изменение этих представлений. Выставка, которая сейчас идет в школе, представляет несколько таких вопросов: как мы понимаем, что такое «ландшафт» и проектирование в нем, как связаны внутренний мир архитектора и внешнее его проявление — проект, какую роль в архитектуре играет материальность и т.д.

Результаты студий представлены на выставке в виде макетов, портфолио, дневников, даже видео-работ. А как был устроен процесс? Насколько сложным может быть задание в брифе? Как совместить практику и теорию в учебном процессе? Об этих вопросах будут рассуждать преподаватели студий МАРШ этого учебного года.

ОБРАЗОВАНИЕ
Наринэ Тютчева, архитектор и преподаватель МАРШ, рассуждает, почему изучение методологии важнее знания типологий, а процесс — важнее результата.
ОБРАЗОВАНИЕ
Евгений Асс размышляет об обучении архитектуре, профессионализме и новом архитектурном сознании, которого не возникло в российской школе.

ОБРАЗОВАНИЕ
Роберт Малл, со-основатель и почетный профессор МАРШ, дрейфует по волнам архитектурного образования через эпизоды собственной биографии.