Пространство музыки и время архитектуры

Архитектура и музыка сравнивалась немецкими романтиками на том основании, что оба искусства обращаются к абстрактному мышлению, и именно так создают настроения, вызывают эмоции. В тот момент музыка представлялась им более свободной, цельной и чистой, чем актуальная архитектура, находившаяся в плену греческих и римских образцов: не случайно тогда произошла «реабилитация» готики. Востребована ли сегодня подобного рода «эмансипация» архитектуры, ее освобождение — и от чего? Может ли музыка снова стать таким «образцовым» искусством, открытым к чистой абстракции и неподдельному искреннему переживанию? Или же в обоих искусствах мы сталкиваемся сегодня с давлением сил одного порядка (рынок, массовая культура, новые медиа) и должны искать выход вместе?

Обсуждению этих вопросов посвящен цикл мероприятий, который проходит в Архитектурной школе МАРШ в январе и феврале. Открывает дискуссию и расставляет нужные акценты диалог ректора школы Евгения Асса и композитора, философа, теоретика музыки Владимира Мартынова. Развивают тему три лекции, посвященные отношениям архитектуры и музыки, а также их общим знаменателям — пространству и человеческому телу.
28 января_19:30_ Ритуальные истоки архитектуры _ Лекция Марата Невлютова
30 января__19:30__ Лабиринт и музыка: ловушки для блуждающего внимания __ Лекция Василисы Филатовой.
9 февраля__16:00__ Фильм Александра Бродского (1993). Без названия.
25 января__19:30__ Новые музыкальные жанры и их пространственная обусловленность __ Лекция Владислава Тарнапольского
25 января, 19:30 — музыковед и музыкальный критик, преподаватель кафедры современной музыки Московской консерватории Владислав Тарнопольский расскажет о некоторых последних экспериментах в музыкальном искусстве, которые тесно связаны с осмыслением пространства.

28 января, 19:30 — историк архитектуры, сотрудник Научного института теории и истории архитектуры и градостроительства Марат Невлютов обратится к ритуалам, которые служили для описания пространства, и в которых скрыты источники и архитектуры, и музыки.

30 января, 19:30 — социальный антрополог, аспирант Института этнологии и антропологии РАН, музыкант Василиса Филатова предлагает посмотреть на лабиринты как на специфические пространственные и архитектурные формы, которые, как и музыкальные произведения, требуют фокусировки внимания и постигаются в течение определенного промежутка времени.

9 февраля, 16:00 — показ фильма, снятого весной 1993 года во время путешествия архитекторов Александра Бродского и Ильи Уткина по улицам Москвы под звуки классической музыки. Здесь непосредственно соприкасаются два искусства: визуальный ряд, музыкальная дорожка, специфический взгляд и слух архитекторов и художников — своего рода Gesamtkunstwerk, направляемый чувством города и восприятием человека.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
МУЗЫКА
Диалог композитора Владимира Мартынова и архитектора Евгения Асса об аутентичности, чувствах, времени — и задачах, которые стоят сегодня перед творческим человеком.
ВОСПИТАНИЕ
Евгений Асс размышляет об обучении архитектуре, профессионализме и новом архитектурном сознании, которого не возникло в российской школе.

ОБРАЗОВАНИЕ
Роберт Малл, со-основатель и почетный профессор МАРШ, дрейфует по волнам архитектурного образования через эпизоды собственной биографии.