САМОПОЗНАНИЕ

Своё пространство

Весной 2018 года руководители студии магистратуры «Своё пространство» ― Ксения Харитонова, Александр Рябский и Дарья Зайцева ― предложили студентам взглянуть в себя, изучить свои воспоминания и проанализировать собственное внутреннее устройство. Исходя из предпосылки, что архитектура — это проекция внутреннего мира её создателя, студенты искали в нём истоки своих профессиональных взглядов и характерные принципы, которые легли в основу проекта. В ходе исследования каждый студент создал идеальный образ «своего» пространства, а также сформулировал задание на проектирование объекта, который воплощал бы этот идеал. Проектная часть семестра началась с жеребьевки, по результатам которой каждый получил задание от другого студента. Все архитектурные решения должны были стать субъективной авторской интерпретацией поставленных задач. О том, как шла работа студии, рассказываем на примере проекта Николая Югая.
Первый месяц студенты размышляли о сформировавших их личность событиях ― о предпочтениях, желаниях, страхах и жизненных ситуациях. Рассказ о себе превратился в «персональный архитектурный словарь» из 10−12 слов, где каждый ключевой термин сопровождался иллюстрацией ― архитектурным объектом ― и объяснялся небольшим критическим эссе. Этот словарь стал частью отдельного зина, который собрал Николай, причем выбор визуального языка также был результатом исследования себя. «Всё моё прошлое обучение и профессиональный опыт были связаны с цветом, ― отмечает автор, ― поэтому я хотел найти себя в монохроме».
В поисках «своего» пространства, студенты выполняли упражнения и дискутировали о типологии и материале, о пропорциях и законе, об иерархии и структуре. В ходе этих разговоров Николай размышлял о склепах Венеции и Гонконга, познаваемых через принадлежащие им предметы быта, о садах-лабиринтах, потерявших свой исходный статус, о городских площадях, утративших политическую силу. Все эти пространства, в его представлении, объединила тема зрелища ― не одномоментного массового события, но культурного феномена в своем историческом развитии. В качестве ключевых архитектурных типов он выделил «амфитеатр» ― пространство зрелищных событий, «площадь» ― пространство зрелищных коммуникаций, и «склеп» ― пространство зрелищных ритуалов, связывающих миры мертвых и живых.
Чтобы разобраться в том, что есть зрелище сегодня, Николай изучил устройство Электротеатра Станиславский. Его внутреннее пространство он проанализировал с двух ракурсов ― составляющих элементов театра и составляющих элементов зрелища.
«Технологическая схема Театра и процессуальная схема Зрелища».
Для воплощения «истинного» зрелища Николай придумал бриф на проектирование объекта для проведения поэтических чтений. В нём чтец во время представления взаимодействует со зрителями и окружающим миром через составные элементы и мельчайшие детали архитектурного пространства.
Схема куба из оригами показывает, насколько гибким и простым должно быть решение пространства для зрелищ.
Однако от этого идеального пространства пришлось отказаться, передав его в руки коллег. «Основной тезис Александра Рябского и Ксении Харитоновой был „своё не значит моё“: с этой задачей нам надо было смириться, полюбить и решить её, ― говорит Николай. ― Это было тяжело. Результат такой большой и очень личной работы ты воспринимал не просто как задание на проектирование, а как собственный целый проект».

Так проектная работа студии началась с жеребьевки, когда каждый получил задание от другого студента с прописанными функцией, составом помещения, площадью и местом расположения объекта. Объектами проектирования стали, например, пространство ощущений, студия танца, место единения человека с природой, круглосуточный музей в заброшенном костёле, библиотека с типографией. Все архитектурные решения должны были стать субъективной авторской интерпретацией полученных задач. Николаю досталась «идеальная мастерская для трёх архитекторов», расположенная на пирсе условного портового города.
«Место становления мастерской ― одиночный, выходящий клином в пустошь моря пешеходный пирс, неизвестной длины, но шириной 6 метров».
Раздумывая о том, как на языке формы рассказать о заданном брифом понятии «идеального», Николай пришёл к образу «щели» ― зазору между реальным и идеальным мирами, в котором по его представлению и находится архитектура. Эта метафора, построенная на напряжении между двумя сущностями, и стала основой здания ― идеальной архитектурной мастерской в пространстве разлома.
«Прообразом Щели являются древние мегалитические сооружения, в которых чувствуется напряжение истории, силы, величия ― в его памяти наслоений и материальности огромной массы камня».
Следующим проектным шагом был выбор материала: им стал бетон и его опалубка, придающая фактурность и тактильность.
После ряда экспериментов с макетами Николай пришел к выводу, что для необходимое для искомого образа напряжение достигается при соотношении между телом и щелью 1/16.
Согласно брифу, внутреннее пространство здания должно отражать личности своих обитателей. Первому архитектору нужно подчеркнуть его публичную деятельность ― место для дискуссий и галерея. Второму необходимы только книги и укромное место для чтения — личная библиотека. Третьему ― настоящему ремесленнику ― большое рабочее пространство. Размышляя об устройстве жизни внутри идеальной мастерской и степени её влияния на внешний облик, Николай выполнил серию поисковых макетов, чтобы выяснить, что побеждает, форма или функция.
«Думаю, что победила форма. Во время дискуссий в первый месяц работы мы спорили между собой о функциональной значимости архитектуры ― и я не вставал на сторону функционализма, хотя и отрицать его не могу».
Получившееся здание стоит на сваях и, как и вытянутый пирс в основании, построено на прямоточном движении. В мастерской нет перегородок и выгороженных секций: технические помещения сгруппированы в торцах здания, а основные пространства разной высоты ― зал для дискуссий, библиотека и ремесленная зона ― перетекают друг в друга вдоль сквозного прохода. Эти помещения освещаются через остекление в кровле и световоды в толще бетонных стен.
Чтобы зафиксировать материальность объекта, итоговые проекции здания — планы и разрезы — автор отлил в бетоне. Для него было важно работать руками и чувствовать процесс: «Мне кажется, я подсознательно провожу связи между телом человеческим и телом архитектурным», ― размышляет Николай.
«Самым ценным в студии была возможность создать проект, который лично твой, от „А“ до „Я“. Это было очень важно, так как моё прошлое образование было жестко регламентировано. Здесь попытка рефлексии и самоанализа максимально воплотилась в архитектуре, хоть и бумажной».
Преподаватели студии: Ксения Харитонова, Александр Рябский, Дарья Зайцева
Александр Рябский и Ксения Харитонова ― основатели мастерской FAS(t). Посмотреть их работы можно на сайте бюро f-a-st.com.
Дарья Зайцева ― независимый архитектор и художник, выпускница и преподаватель школы МАРШ. Один из её художественных проектов ― [ПРО]СТРАНСТВИЕ ― архитектурные сказки о странствующих домах.
Электротеатр «Станиславский» — московский экспериментальный театр в здании бывшего звукового кинотеатра на Тверской улице. Реконструкцией здания под современные нужды занималось бюро Wowhaus в 2013—2015 гг. Подробнее об архитектурном проекте можно узнать на сайте wowhaus.ru, о его технологической составляющей ― на сайте popmech.ru, а о самом театре ― на daily.afisha.ru.
«Своё пространство» Александра Казаченко
«Своё пространство» Полины Романовой
«Своё пространство» Аделины Шайбаковой
«Своё пространство» Алексея Агаркова
«Своё пространство» Дарьи Рапопорт
Renato Nicolodi, Deambulatoruim I, 2007.
Enric Mestre, Architecture for the Look, 2004.
Материалы, рекомендованные к изучению в рамках студии
Тексты

Палладио А. Четыре книги об архитектуре. ― М.: Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938. Копия издания на сайте tatlin.ru.

Cook J., Klotz H. Louis Kahn // Conversations with Architects. ― New-York: Praeger Publishers, 1973. Глава на сайте homes.ieu.edu.tr.

Dal Co F., Mazzariol G. Carlo Scarpa: The Complete Works. ― New-York: Electa/Rizzoli, 1984. Копия издания на сайтах scribd.com и issuu.com.

Jules D., Denavit K. Louis I. Kahn in Conversation: Interviews with John W. Cook and Heinrich Klotz, 1969−70. ― Yale: Yale Center for British Art, 2015. Обсуждение книги на канале Yale University.

Louis I. Kahn: Conversations with Students. ― New-York: Princeton Architectural Press, 1998. Отрывок из второго издания сборника на сайте issuu.com.

Zumthor P. Atmospheres: Architectural Environments ― Surrounding Objects. ― Basel: Birkhäuser, 2006. Отрывки из книги на сайте scribd.com.

Zumthor P. Thinking Architecture. ― Basel: Birkhäuser, 1999. Копия издания на сайте monoskop.org.


Художественные произведения


Работы бельгийского художника Ренато Николоди: renatonicolodi.com.

Работы испанского скульптора Энрика Местре: enricmestre.com.

Интервью со знаменитыми архитекторами на сайте channel.louisiana.dk.
В оформлении обложки использована работа Александра Казаченко (MA-I 2018: «Своё пространство»).
ПОДЛИННОСТЬ
Сергей Ситар, теоретик архитектуры и преподаватель МАРШ, о философии архитектурной дисциплины и стратегии развития архитектурного мышления.
ОБРАЗ
Короткие фильмы студентов второго курса бакалавриата о невидимом, но желанном мире образов, чувств, цветов, звуков ― Аркадии ― своей будущей архитектуры.
ДВИЖЕНИЕ
Студенты-архитекторы и хореографы осмыслили четыре значимых архитектурных текста от XV до XX вв и нашли для них форму в совместном представлении.