АННА НАРИНСКАЯ▁Когда я впервые услышала этот доклад, зачитываемые Евгением Викторовичем отрывки перемежались прекрасными музыкальными произведениями. Это очень соответствовало моим мыслям, совершенно не имеющим отношения к архитектуре, но имеющим отношение к положению искусства и к сложившейся общественной ситуации в мире. В это время я написала несколько текстов, в которых высказывалась за простоту и за простой подход к проблемам. Сегодня, в ситуации
постправды, информационный поток предлагает нам концепцию, что правды не существует, а есть только сумма точек зрения. Эта торжествующая сложность отменяет возможность простого правдивого высказывания.
Как апологет простого и прямого взгляда на вещи, я очень внимательно отношусь к тому, чтобы избегать противоречивого и демагогичного звучания. В русской культуре призывы к простоте ― очень не новое явление. И Мандельштам, который был упомянут, и Кузмин, который написал великую статью
«О прекрасной ясности», ровно так же призывали к простоте. Но можно ли назвать Мандельштама простым?
Мне кажется, есть огромная разница между простотой замысла и простотой восприятия. Это одна из главных вещей, которая не ясна из доклада Евгения Асса и которая делает несколько его положений очень слабыми. Я бы хотела пояснений, чтобы иметь больше аргументов, когда в следующий раз буду защищать простоту и прямой взгляд на происходящее.
Меняется ли простота во времени? Находится ли простота в глазу смотрящего? Шартрский собор ― это просто или сложно? Сложен или прост он для нас — тех, кто смотрит на него? Был ли он сложен для своих строителей? Был ли он сложен для тех людей, которые увидели его, когда он был закончен?
Мадонна Матисса из Капеллы Розария, которая не имеет лица — это триумф простоты или триумф сложности для прихожан, которые отказались молиться пустому месту без лика? «Черный квадрат» — это просто или сложно? Есть ли в этой ультимативной простоте ультимативная сложность? Спор состоялся бы, если бы я знала ответы. Но у меня их нет, я полна сомнений.
ЕВГЕНИЙ АСС▁Я тоже не знаю точных ответов на эти вопросы. Есть некая интенция, которая важнее, чем сами ответы. Начнём с «Чёрного квадрата» — он, вероятно, самое сложное произведение мирового искусства.
АН▁Но в то же время и самое простое.
ЕА▁Да, формально. Простая форма не является носителем простых смыслов. Архитектура Миса ван дер Роэ, которая представляет собой стеклянные ящички — едва ли не самая сложная для понимания, посложнее Шартрского собора. Ответить на этот вопрос буквально — «Шартрский собор простой или сложный?» — я не могу.
Ещё раз вернусь к упомянутому мной Леонардо: я совершенно не знаю, что он имел в виду под словом semplicità. Невозможно представить, что было простотой в культуре XV—XVI вв.ека. Вот, например, анонимный автор в 1788 году пишет: «Простота должна быть основой плана, силуэта, интерьера, мебели, декора и материалов, а все детали, благодаря которым эта простота достигается, должны выполнятся с величайшим тщанием». Это написано на пике немецкого барокко: все должно быть просто.
АН▁Если считать, что простота на стороне света, а сложность ― на стороне тьмы, то ответы на все эти вопросы становятся очень шаткими. Вы утверждаете, что простота не равна простоте понимания и не равна понятности ― это довольно убийственная вещь. Например, националистическая идея очень проста. Демократическая же идея сложна, потому что ― это очень грубая формулировка ― предполагает власть большинства с учетом интересов меньшинства: учет интересов меньшинства сразу делает концепцию сложной для понимания. Если простота не равна понятности, тогда что же она такое?
ЕА▁Здесь очень интересно поговорить о том, что значит «понимать». Например, в русском языке «понимание» связано с неким объятием: взять все, объять. На болгарском слово «понимать» звучит как
«разб'ирам», то есть разбирать, расчленять, разделять на понятные элементы. Ничего такого сложного в понятии демократии нет, если его разобрать на отдельные составные части. Ты взяла такой хороший прием в споре: использовать явно негативную идею как простую. Но я не думаю, что националистическая идея — простая.
АН▁Важно не уйти в спор про национализм. Если простота не равна понятности, то чем простота отличается от упрощения? Недавно вышла книга Захара Прилепина «Взвод», где рассказывается, что испокон веков русские писатели и поэты участвовали в военных действиях во славу России и были милитаристами. Мне, как литературному критику, нужно было написать о русской литературе как о литературе против войны — каковой она и является — а об этом очень стыдно сказать.
Сейчас простота — слэш — упрощение превратились во что-то стыдное: о вещах, про которые рассказывал учитель в школе, стало будто бы глупо говорить. Самый известный в мире русский роман ― о том, что нельзя лишать жизни живое существо, каким бы ничтожным оно ни было, а другой величайший роман ― о войне как абсолютно бессмысленным хаосе, в котором блуждают люди. При этом когда говоришь, что наша литература в основе своей гуманистична, твои противники и возразители отвечают: «Ты страшно упрощаешь». Упрощение — одна из главных претензий каждый раз, когда ты пытаешься сказать нечто твердое и прямое ― не о множестве точек зрения. Мне в своей работе очень важно знать, когда я предъявляю драгоценную простоту, а когда ― упрощаю.
ЕА▁Думаю, точного механизма дефиниции, что такое упрощение, в данном контексте, мы не найдем. Ньютон говорил,
«природа проста» — потому что если она сложна, она не поддается никакому исследованию. Являются ли законы Ньютона упрощением? В некотором смысле да, безусловно.