МАРШ_БЛОГ
ОБРАЗ
Аркадия
Второй курс бакалавриата в школе МАРШ посвящен изучению города и работе с городской тканью. В 2017—2018 учебном году студия «Аркадия» занималась её разрывами: потерянными местами, которые выпали из современной жизни. Для этих мест студенты коллективно разработали новую застройку, в которой каждый спроектировал одно здание с предопределенной преподавателями функцией. Каждое здание несло в себе метафорический образ Аркадии ― идеи о несуществующем месте, воплощающем блаженство и рай. В середине семестра этот образ невидимого, но желанного мира предстал в коротких фильмах. Сквозь путь через все ключевые пространства дома авторы показали чувства, образы, звуки, желания и цвета своей будущей архитектуры.
Рина Кравченко о секретах Серебрянической набережной
Геннадий Дружинин о кривых дорожках реки Неглинки
Алия Шигапова о пространстве взаимодействия у Яузы
ДАЦАН
Артемий Кондон о мистификации на Сухаревской
Варвара Долгая о развлечениях для горожан на Трубной улице
Городской сад ▁ Рина Кравченко
В 2017 году на участке близ Серебрянической набережной ещё находились здания, оставшиеся от прежней плотной и обжитой застройки. Рина Кравченко вплела их в новую городскую ткань: сегодня часть домов уже снесена ― и проект стал исследованием и памятником этим местам. Его тема — несколько зданий-оранжерей. В лёгких и деликатных постройках на протяжении года цветут растения, кустарники, огородные культуры и созревают апельсины. Небольшие здания образуют единый комплекс из оранжерей, дворов, потаённых городских садов, кафе с огородом и домика садовника. Так несколько новых построек наполняют новым смыслом существующие ― и участок становится московским садом у реки, возрождая увядшую городскую среду.

Гостиница с борделем ▁ Геннадий Дружинин
Исторически за Трубной улицей закрепилась сомнительная репутация ― в том числе, из-за славы расположенных в районе публичных домов. Так для проектирования Геннадию досталась гостиница с борделем. Это здание делится на две части: явную и тайную. С улицы видны три этажа гостиницы, а бордель уходит под землю. В подземные помещения можно спуститься по секретной лестнице из лобби или ― незамеченным ― приплыть по туннелю, проложенному от закопанной реки Неглинки.
Общежитие с галереей ▁ Алия Шигапова
Путешествие бюста Виктора Гюго начинается из тайной комнаты ― хранилища художественных экспонатов в подножии башни-галереи студенческого общежития. Пройдя сквозь разнообразные общественные и приватные пространства, Гюго занимает свое место на последнем этаже, откуда открывается вид на реку Яузу и внутренний двор. Эта площадь внутри прямоугольного замкнутого квартала вливается в городскую среду через «косую подворотню», в толще которой прячутся входы в столовую и студенческий бар.

Дацан ▁ Даниил Наринский
Даниилу Наринскому достался дацан — буддийский монастырь-университет — в Замоскворечье. Дацан состоит из места силы и просветления, места для жизни монахов и места для духовных практик. Весь комплекс окружен двойной стеной из известняка: это коридор, который связывает всех посетителей и жителей. Сокровище монастыря ― статуя Будды ― обернута деревянной эфемерной оболочкой, возвышающейся над всем комплексом. Но чтобы попасть в эту башню-пагоду, человеку предстоит трудный путь: спуститься по деревянной спиральной лестнице, а затем ― подняться по крутой каменной, которая сужается кверху.

Архив ▁ Артемий Кондон
Новое здание Российского государственного архива ― здание-мистификация: пространство утопии и Метрополиса. Надземная часть решена как псевдо-городская усадьба с утрированным классическим ордером. Она зажата между крупными модернистскими структурами и образует двор с амфитеатром и колоннадой. Все скрытые части здания соединены подземным мостом-акведуком. Из небольших отверстий в крыше подземной части, образованных перепадами амфитеатра, льется слабый таинственный свет внешнего мира. Если посетителю повезет, он попадёт в сердце архива — бесконечные галереи хранилища. Там он может найти что-то сокровенное, остановиться для исследования материалов и даже прожить какое-то время прямо в здании — а может и пропасть в этом архиве.
Театр-варьете ▁ Варвара Долгая
На пересечении Трубной улицы и Малого Сергиевского переулка, неподалеку от гостиницы с борделем, расположилось варьете. Этот жанр, придуманный в XVIII веке как развлечение для высшего света, вскоре объединил все сословия. Так новый театр на Трубной вовлекает в свои представления не только зрителей, но и прохожих. Он задействует городскую площадь: летом она превращается в зрительный зал, зимой ― становится сценой, на которую смотрят изнутри здания. Два пространства разделены железным занавесом, который поднимается с помощью механизмов в трюме. Театр перекрыт двухконтурным бетонным полукуполом: он разграничивает пространства, придает им необходимые акустические свойства ― и драматическую монументальность.
Преподаватели студии: Надежда Корбут-Смирнова, Антон Петухов, Антон Тимофеев, Дарья Герасимова
Одним из ключей к созданию новой городской ткани стала пьеса Тома Стоппарда «Аркадия»
В Москве нет буддийского храма, а ближайший ― «Даца́н Гунзэчойнэ́й», построенный в 1915 году ― находится в Санкт-Петербурге.
Материалы, рекомендованные к изучению в рамках студии
Тексты

Борхес Х. Л. Тайное чудо // Коллекция. ― СПб: Северо-Запад, 1992. Читка рассказа в проекте «Уроки русского. Чтение» на сайте tvkultura.ru

Витрувий М. П. Десять книг об архитектуре. ― М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. Книга I, главы IV-VII. I в. до н.э.

Раппапорт А. ТА 548 Мир света. Прозрачность (2015) // Башня и лабиринт

Раппапорт А. Свет и тьма (2014) // Башня и лабиринт

Раппапорт А. К феноменологии света (2016) // Башня и лабиринт

Сеннет Р. Плоть и камень: тело и город в западной цивилизации (1994). ― М.: Strelka Press, 2016. Рецензия на сайте gorky.media (Смирнова А. Очерствевшая плоть: «Плоть и камень» как предостережение жителям мегаполисов о потере человечности)

Стоппард Т. Аркадия (1993) // Иностранная литература, no.6, 1996. Текст на сайте magazines.russ.ru

Lee C. Type (2011) // The City as a Project

Moneo R. On typology // Oppositions, Vol. 13: 1978. Текст на сайте doarch152spring2015.wordpress.com


Фильмы

Альфред Хичкок, «Окно во двор», 1954 (Alfred Hitchcock, Rear Window, 1954).

Федерико Феллини, «Рим», 1972 (Federico Fellini, Roma, 1972).

Питер Гринуэй, «Реконструкция вертикальных объектов», 1978 (Peter Greenaway, Vertical Features Remake", 1978).

Питер Гринуэй, «Путешествие по букве Н», 1979 (Peter Greenaway, A Walk Through H: The Reincarnation of an Ornithologist, 1979).

Jan Švankmajer, «Alice», 1988 (Jan Švankmajer, Něco z Alenky, 1988).

Отар Иоселиани, «Утро понедельника», 2002 (Otar Iosseliani, Lundi matin, 2002).

Ларс фон Триер, «Догвилль», 2003 (Lars von Trier Dogville, 2003).

Йорг Хопп, «Шум и ярость в западном Берлине», 2015 (Jörg A. Hoppe, B-Movie: Lust & Sound in West-Berlin 1979−1989, 2015). Рецензия в блоге журнала «Сеанс» на seance.ru.
В оформлении обложки использована работа Даниила Наринского (BA II, 2017−2018: студия «Аркадия»).
ПОДЛИННОСТЬ
Сергей Ситар, теоретик архитектуры и преподаватель МАРШ, о философии архитектурной дисциплины и стратегии развития архитектурного мышления.
ОБРАЗОВАНИЕ
Наринэ Тютчева, архитектор и преподаватель МАРШ, рассуждает, почему изучение методологии важнее знания типологий, а процесс — важнее результата.

ДВИЖЕНИЕ
Студенты-архитекторы и хореографы осмыслили четыре значимых архитектурных текста от XV до XX вв и нашли для них форму в совместном представлении.