Юрий Лейдерман разрабатывает свою версию геопоэтики с 2000-х годов, хотя первые спонтанные обращения к ней возникли в его творчестве гораздо раньше. Одной из важных вех стал «Арнемский проект» (1993). Художник в течение четырёх месяцев перемещался на велосипеде по незнакомому городу и время от времени отправлял приходящие ему в голову стихи, вдохновленные картинами ландшафта, на факс, установленный в выставочном пространстве. Бумажная лента выползала из печатного устройства ― и тут же ускользала сквозь щель внутрь пьедестала, на котором стоял аппарат. Благодаря двум глазкам в боковой стенке ящика и горящей внутри него тусклой лампочке, зрители могли увидеть бесконечно сваливающуюся ленту, но не могли прочесть ничего, кроме отдельных случайных слов.
Проект «Пролегомены к сентябрьской лошадке» (1998) заключался в методичной фиксации меняющегося паттерна горящих окон в очень длинном, 18-ти секционном девятиэтажном панельном доме, который виден из окон московской квартиры художника. Фиксация производилась каждый вечер по несколько раз в специально изготовленной «лабораторной тетради». Полученные схемы рассматривались как с точки зрения устойчивости появления сходных фигур в одно и то же время, так и с точки зрения их эволюции во времени. На протяжении нескольких дней, в самом конце августа — начале сентября, рисунок огней в одной из секций вдруг начал демонстрировать стабильность, не сопоставимую с другими частями дома. Поскольку эта настойчивая фигура, напоминающая лошадку, никогда не появлялась летом, автор назвал ее «сентябрьской лошадкой».
История диорамы «Жертвы Катыни и жертвы Хатыни встречаются в пыльных холмах в пригороде Кейптауна» (2005) началась с визуально-звуковой галлюцинации, которая стала толчком для поездки в далёкий Кейптаун. Там художник обнаружил близкий к возникшему образу городской ландшафт ― результат реализованного в 1950-е годы градостроительного проекта, характерного для политики апартеида того времени. На фоне фотографии той местности он разместил две группы фигур, идущих навстречу друг другу: белорусских крестьян и польских офицеров.
Ещё один большой проект в русле геопоэтики ― «
Бирмингемский орнамент». Это серия фильмов, которую художник создаёт совместно с режиссером Андреем Сильвестровым уже более десяти лет. Действие фильмов, исследующих нестандартные аспекты культурной памяти, локальных мифов и необъяснимых форм поведения, разворачивается в разных городах мира ― в Одессе, Берлине, Амстердаме.
Юрий Лейдерман: «В 1942 году, в курсе лекций, посвященных гимну „Истр“ Гёльдерлина, Хайдеггер рассуждал о греческом полисе, городе, как месте, где возникает сама возможность представления и говорения. Месте учреждения света и дистанций и, соответственно, учреждения народа. В этом смысле мы можем представить себе город будущего не как скопление бетона и стекла, но как открытое пространство, бесконечную субурбию, мягкие холмы, на которых будут твориться странные воскрешения, зависающие между технологией и театром. Такие пригороды будут, возможно, населены новым народом: жертвами всех злодеяний истории, интернационалом тех, кто был обречен когда-то погибнуть совместно по воле случайного языкового созвучия».