ТЕАТР

Трансформации и воздействия

В рамках цикла лекций, дискуссий и перформансов об искусстве театра и искусстве архитектуры театральный критик Алексей Киселев поговорил со Всеволодом Лисовским ― человеком с репутацией главного реформатора современного российского театра. Автор «Акын-оперы», «Молчания на заданную тему» и «Неявных воздействий» сомневается в необходимости возведения зданий для современного театра, но ловит ритм пространств и размышляет об их субъективном воздействии. Публикуем видеозапись этого разговора и выдержки из характерных рассуждений режиссера о событийности театра, поисках идентичности и стратегии приспособления.
Об искусстве
Искусства отдельно не существует: есть когнитивная деятельность, одним из разделов которой является искусство. Кто-то пробирки наливает, кто-то ― актёров по сцене гоняет, но задачи одни и те же.
О дилетантизме
Сфера искусства ― экономически очень интересный феномен. Это последний пережиток средневековья ― ремесленное мелкотоварное производство. По всем средневековым правилам ремесленники объединены в цеха, которые лицензируют деятельность, сохраняют уровень цен и привилегий. В такой системе дилетант ― это тот, кто не прошёл инициацию и посему не имеет права быть включённым в цех. В этом смысле я не считаю себя вправе делать ремесленный продукт вроде спектакля с интерпретациями и мизансценами ― я на это не лицензирован и не рукоположен. Спектакли мои легко франшизируются, то есть я занимаюсь производством не объекта, а технологий. Соответственно, моя деятельность не ремесленная, а постиндустриальная — и в таких социальных институциях, как ремесленные цеха, я не нуждаюсь.
О неизменном в театре
То, что называется театром, вращается вокруг события. Ритуальный театр ― вокруг мистического события, традиционный ― вокруг действительного или литературного. Современный театр ― фабрика по производству события, физического или экзистенциального. Когда ты едешь двое суток неизвестно куда, это перестаёт быть спектаклем и становится фактом биографии, твоим биографическим событием.
О поиске идентичности
Смерть ― это то, что отличает живое от неживого: неживое не умирает. В каком-то смысле, поиск идентичности ― это поиск смерти. Если мы найдем точку, в которой театр умирает, заканчивается, то мы сможем понять, что такое театр. Смерть и истина ― это абстракции, но такая векторная направленность есть направленность в сторону истины.
О пространстве спектакля
И для театра, и для архитектуры пространство по-прежнему важно. Но для театра его значение изменилось. Раньше оно рассматривалось как объект преобразования. Сейчас ― как субъект воздействия. Когда я работаю со спектаклями, я предполагаю в пространстве если не волю, то некий присущий ему ритм. Ритм действия и ритм пространства должны вступать в резонанс, тогда будет эффект. Но это крайне умозрительное предположение. Вполне возможно, когда мне кажется, что я ощущаю ритм пространства, мне лекарства надо купить и избавиться от галлюцинаций.
О театральных зданиях
Театр долго существовал под открытым небом, а последние лет триста залез в каменную коробку. В это время в мировой цивилизации происходил процесс гуманизации ― внимание переносилось на человека. Каменная коробка ― хороший оптический прибор для его изучения, где театральная сцена выступает в качестве линзы. Но мне уже выстраивать такую коробку неинтересно, мне нужен другой контекст. Хотя в коробке удобнее собирать людей.
Об изменчивости
В современном театре мне нравится его протеическая сущность: любое здание я могу приспособить под свои нужды. А если мне ещё что-то понадобится ― то я спокойно выйду из него и сыграю спектакль в республике Марий-Эл. В биологии узкая специализация ведёт к развитию эндемий. Вот таракан, который может существовать только на одной лужайке: когда цунами долбанёт по его островку, то всё ― таракан умер. Человек победил всех прочих саблезубых тигров и мамонтов, потому что приспосабливался лучше всех. С этим конкурентным преимуществом я не готов расстаться.
Алексей Киселёв ― театровед, журналист, продюсер, главный редактор проекта Яндекса «Я в театре» (2018), куратор театральной программы фестиваля «Форма», директор «Мобильного художественного театра».
Всеволод Лисовский ― режиссёр, телепродюсер, сценарист, редактор, комиссар ЦТИ «Трансформатор», инициатор создания Союза Независимых Театров (СНТ).
Подробнее об остальных событиях цикла «Архитектура и театр: зритель, пространство и действие в современности» на blog.march.ru.
«На сцене трое. Уборщица в налоговой, помощник маляра, плиточник. Реальные люди. Все приехали из Рошкалинского района Горно-Бадахшанской автономии Таджикистана. По-русски говорят с акцентом. Не подают реплики из пьесы, а рассказывают о своей жизни» (teatrdoc.ru).

О спектакле, завоевавшем «Золотую маску» — на сайтах bbc.com, fergananews.com и lenta.ru.
«Описать этот спектакль очень легко. В течении 60 минут зрители в зале и артист на сцене будут молчать» (teatrdoc.ru).

Интервью о спектакле со Всеволодом Лисовским и Михаилом Угаровым на сайте teatrall.ru
«Спектакль-путешествие происходит в городском пространстве: на улицах и в торговых центрах, в заброшенных домах и на площадях, в кабинках общественного туалета и в парках, в метро и в тесных коридорах частных квартир. Никто не знает, куда попадут участники спектакля в этот раз» (teatrdoc.ru).
48-часовой спектакль-путешествие «Сквозь/Скольжение по возможностям», 2016. О спектакле рассказывает Алексей Киселев (таймкод — 5:45), а на сайте kommersant.ru можно прочитать одну из рецензий на спектакль.
Таймкод видеозаписи — 9:40
Таймкод видеозаписи — 13:50
Таймкод видеозаписи — 1:04:20
Таймкод видеозаписи — 17:26
Таймкод видеозаписи — 22:20
Таймкод видеозаписи — 28:40
Таймкод видеозаписи — 36:10
Бархин Г. Театр Вагнера в Байрейте // Архитектура театра. ― М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1947. С.54−57. Выдержки из издания на сайте arch-grafika.ru.

Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал, № 58−59, 2005. Веб-версия статьи на сайте moscowartmagazine.com.

Борзенко В. Театр-город: почему «Школа драматического искусства» напоминает Лондон, Пизу и Рим [Интервью-экскурсия по зданию театра с Игорем Яцко] // teatral-online.ru.

Гордиенко Е., Спиваковская Л. Стеснительный, наблюдательный, молчаливый эмпат // ТЕАТР, № 24−25, 2016. Веб-версия статьи на сайте oteatre.info.

Григорян А. (2017) Тотальный театр ― театр без архитектуры [Интервью с архитектором-модернистом Владимиром Сомовым] // strelkamag.com.

Ключникова Е. Кожевников А. Устинов А. От театра Мейерхольда к КЗЧ // Музыкальное обозрение № 12 (393), 2015. Текст статьи на сайте muzobozrenie.ru.

Кожевников А. От театра им. Мейерхольда к Концертному залу им. П. И. Чайковского. К 75-летию со дня постройки // AMIT № 3 (32), 2015. Электронная версия статьи на сайте marhi.ru.

Урманчеева С. (2020) Александр Анисимов — о работе над зданием Театра на Таганке, создании особенного кирпича и лампах с подводной лодки [Интервью с архитектором Александром Анисимовым] // strelkamag.com.
РИТУАЛ
Историк архитектуры Марат Невлютов рассказывает, как сакральный ритуал описывал пространство и стал первоосновой двух искусств ― музыки и архитектуры.
ДВИЖЕНИЕ
Студенты-архитекторы и хореографы осмыслили четыре значимых архитектурных текста от XV до XX вв и нашли для них форму в совместном представлении.

ДВИЖЕНИЕ

Лекция театроведа Валерия Золотухина об изменении концепции сценографии и её масштабных трансформациях в театре начала ХХ века.