До XXI века просвещение нуждалось в определенным конструкте знаний, определяющим человека как разумного и образованного. Оно нуждалось в опекуне и наставнике, который бы любезно указывал, куда смотреть и что изучать. Кант называет такое состояние человека и общества «несовершеннолетием». Это неспособность иметь мужество и смелость изучать самому, иметь внутреннюю свободу в использовании своих знаний.
В нашем веке, где самое важное умение — это находить полезное в бесконечном море информации, встают новые вопросы просвещения: как школы, университеты и музеи должны использовать новые методы обучения? Как они должны преодолевать рефлексию «правильности» и «так принято», преодолевать тоталитарность мнений?
Марина Лошак стала директором ГМИИ в непростое для музеев время: старый подход постоянных экспозиций больше не заряжал посетителей новыми эмоциями (а эмоции, по мнению Лошак ― самый важный инструмент музеев), и нужно было срочно обновлять и трансформировать пространство, добавлять в него новые смыслы и истории. Так родился проект
«Кабинет директора», который без стеснения приглашал посетителей посмотреть самое сокровенное и святое место во всем музее. Хотя проект может показаться эксцентричным, но здесь продуман каждый элемент, каждый символ и посыл. Марина уверена: нужно все делать быстро и с юмором, чтобы не успеть испугаться делать то, что раньше никогда не делал.
Школа МАРШ, как еще один институт просвещения, тоже не может развиваться без самоосмысления, считает Евгений Асс. Новое поколение архитекторов должно быть постоянно в поиске, а также бороться с закостенелостью профессионализма, вытеснять его поэтическим законом, в основе которого лежит эмоциональный отклик. Размышляя о связи музеев и школы, Асс рассуждает о новой эпохе эмоциональности, где выставки ― это приоритетный формат (работы студентов МАРШ представлены в ежегодных
выставках, открытых для всех желающих).
Музей в классическом понимании ― статичный, с постоянными огромными экспозициями ― больше не подходит для современного темпа жизни и мировосприятия. Действительно, в XX веке музеи несли огромную просветительскую энергию ― в особенности, Пушкинский, за счет своей открытости для западных работ. Но теперь, в эпоху нового познания, все институты просвещения должны, обязаны меняться. Это ни хорошо и ни плохо: это ответ на ментальность времени.