МАРШ_БЛОГ
ПАМЯТЬ
Город и память: дух времени и места
Современный город — наслоение эпох и культур, и в этом наслоении порой сложно заметить, как сильно определенное направление архитектурной или политической мысли изменило пространство вокруг. При этом архитектурный ландшафт ― не приложение к истории: автор может как следовать её течению, так и идти против. Об индивидуальном и общественном взглядах на город и о воплощении в нем человеческих триумфов и катастроф рассуждает историк архитектуры, культуролог, профессор Калифорнийского университета Владимир Паперный. Представляем видеозапись лекции и список сооружений и объектов, вокруг которых она развернулась.
Дух времени и модернизм
Сигрем-билдинг, Нью-Йорк, 1958: Мис ван дер Роэ и Филипп Джонсон.
Гостиница Аэрофлота, Москва, 1965: Дмитрий Бурдин.
Башня Торре Веласка, Милан, 1968: Эрнесто Роджерс, BBPR.
Дом Смита, Дариен, Коннектикут, 1967: Ричард Майер.
Дух места и постмодернизм


Пьяцца д'Италия, Новый Орлеан, 1980: Чарльз Мур.
Супермаркеты BEST, Хьюстон, Техас, 1974: Джеймс Вайнс, SITE (Sculpture in the Environment)
Пирамида Лувра, Париж, 1989: Йо Минг Пей.
Скульптура «Плывущая рыба», Олимпийская деревня Барселоны, 1992: Фрэнк Гэри.
Политичность архитектуры


Главный корпус МГУ, Москва, 1953: Борис Иофан, Лев Руднев.
Храм Христа Спасителя, Москва, 1883 ― 2000: Константин Тон ― Моспроект‑2.

Память катастроф


Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме, Вашингтон, 1982: Майя Лин.
Памятник убитым еврейским портным (Denkzeichen Modezentrum Hausvogteiplatz), Берлин, 2000: Райнер Гёрс (Rainer Görß).
Мемориал сожженным книгам, Берлин, 1995: Миха Ульман.
Мемориал берлинской стены, 1998 ― 2010: Kohlhoff & Kohlhoff ― Mola + Winkelmüller, ON Architektur, sinai.
Мемориальный знак проекта «Камни преткновения», Германия, 1992: Гюнтер Демниг.
Мемориальный знак проекта «Последний адрес», Россия, 2014: Александр Бродский.
Памятник «Стена скорби», Москва, 2017: Георгий Франгулян, Андрей Франгулян.
Новые памятники для новой истории: воркшоп InLiberty и МАРШ, посвященный разработке иного языка исторических памятников. Результаты ― концепции новых памятников ― на march.inliberty.ru.

«Они лишены любви»: что не так с современными российскими памятниками // Выпуск программы «Медведев» на телеканале «Дождь» от 02.11.2017. Видеозапись эфира на tvrain.ru.

Память города // Выпуск программы «Наблюдатель» на телеканале «Культура» от 25.12.2018. Видеозапись эфира на tvkultura.ru.

Право на город и память: совместный цикл дискуссий Высшей школы урбанистики и Лаборатории публичной истории. Видеозапись на urban.hse.ru.

Вахштайн В. Коллективная память как ресурс концептуализации публичных и приватных пространств в мегаполисе. ― М.: РАНХиГС, 2018. Работа доступна для скачивания на сайте РАНХиГС.

Вытулева К. Архитектура и память: формирование новых метафор и новых типов монументальности. Статья в блоге А. Раппопорта «Башня и лабиринт».

Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас № 2−3 (40−41), 2005. Текст на magazines.russ.ru.

Петровская Е. Город и память // Неприкосновенный запас № 5(25), 2002. Текст на magazines.russ.ru.

Йейтс Ф. Искусство памяти. ― СПб.: Университетская книга, 1997. Текст книги на gumer.info.

Росси А. Архитектура города (1966). ― М.: Strelka Press, 2015. Рецензия на strelka.com. Отрывок из предисловия на archspeech.com.

Роу К., Кеттер Ф. Город-коллаж. ― М.: Strelka Press. 2018. Отрывок из книги на strelkamag.com.

Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас, № 2−3 (40−41), 2005. Текст эссе на magazines.russ.ru.

Хаттон П. История как искусство памяти. ― СПб: Владимир Даль, 2004. Текст книги на gumer.info

Yates F. The Art of Memory (1966) // Selected Works, Vol.3 ― L.: Ark Paperbacks, 1984. Копия издания на monoskop.org.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
ПОДЛИННОСТЬ
Сергей Ситар, теоретик архитектуры и преподаватель МАРШ, о философии архитектурной дисциплины и стратегии развития архитектурного мышления.
РУССКОСТЬ
ГОРОД
Современные российские художники об исследовании и интерпретации городской среды в диалоге с преподавателями МАРШ.
К столетию национального павильона Венецианской биеннале студенты предложили свой взгляд на архитектурное выражение национальной идеи.